От бухгалтерского сопровождения до налоговых споров
Целью цикла наших статьей в немалой их части, является донесение мысли о недопустимости халатного отношения к организации бухгалтерского учета компаний и индивидуальных предпринимателей при организации бухгалтерского сопровождения. В рассматриваемой статье обратим на этот момент отдельное внимание читателей.
Видимо все-таки неосведомленность, о недопустимости совершения тех или иных действий при организации и ведении бухгалтерского сопровождения, наших сограждан, служит причинами порой клинических случаев запущенности ведущегося бухгалтерского учета.
Причины подобного явления:
- крайне низкая квалификация сотрудников в штате компании, осуществляющих бухгалтерское сопровождение при ведении бухгалтерского и налогового учета.
- расчет на верное и законное ведение бухгалтерского и налогового учета в виду обращения за указанной услугой к специализированной бухгалтерской компании
- построение схемы работы компании в части организации бухгалтерского и налогового учета руководителями, опирающимися в части построения схемы работы на собственный опыт ведения бизнеса, без учета анализа принимаемых в работу схем по стороны компетентных специалистов. А порой и построение указанных схем по-принципу – а у меня все знакомые так работают.
Существует несколько разных подходов руководителей компаний и индивидуальных предпринимателей к организации бухгалтерского и налогового учета.
а) Весьма часто для организации ведения бухгалтерского и налогового учета владельцы компаний и индивидуальные предприниматели обращаются к специализированным бухгалтерским организациям.
Однако, большое количество компаний на рынке оказания бухгалтерского сопровождения, особенно в Москве, обуславливает наличие большого количества недобросовестных консалтинговых компаний предоставляющих услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета.
Как правило, работа с такими компаниями предполагает работу с имеющим низкую квалификацию бухгалтером от обслуживающей компании.
Это как следствие того, что клиент ищет низкую цену на необходимые ему услуги по бухгалтерскому обслуживанию. В большинстве случаев низкие цены, возможно, обеспечить лишь за счет работы с низко квалифицированными кадрами.
Вместе с тем, при потоковом способе организации работы возможно системное уменьшение издержек и оптимизация всех рабочих процессов, что также дает на выходе для компании-клиента низкую цену. Но указанный способ скорее очень редкое исключение, чем правило.
Основной рынок ведения бухгалтерского сопровождения для компаний малого бизнеса представляют все же обслуживающие компании с количеством клиентов от 30 до 80. В связи, с чем обеспечить низкую цену нереально в принципе не жертвуя квалификацией выполняющих работу сотрудников.
К сожалению и нет никаких гарантий качества предоставляемых услуг и при обращении за ведением бухгалтерского и налогового учета к компаниям с достаточно высокими расценками на предоставляемые услуги.
Порой Вы платите не за более высокое качество, знания и уровень ведущих специалистов – а лишь за красивый офис компании, удобное месторасположение этого офиса, а также за не оптимально построенную схему работы и просто за желание руководства компании позиционировать ее на рынке как компанию брендовую и, следовательно, могущую позволить предлагать услуги дорого.
И даже если Вам повезло обратится к компании действительно оказывающей грамотно и квалифицированно услуги по бухгалтерскому обслуживанию, причем по приемлемой для Вас цене, то надо всегда понимать что изначально Вы обращаетесь – за одним:
- за ведением бухгалтерского и налогового учета – на основании выписок по расчетному счету компании, сведения по доходам за наличную форму оплаты, входящим и исходящим первичным документам и сведениям по сотрудникам компании.
Т.е. не надо ожидать чего-то больше и кроме этого. Не будет бухгалтерская компания разбираться в схеме организации деятельности и ведения учета – не будет комментировать и отслеживать элементы работы, ведущие к высоким налоговым рискам, не будет указывать на системные ошибки по организации учета – и все потому – что это как минимум не входит в задачу компании по ведению бухгалтерского и налогового учета. А как максимум – это отдельная и сложная задача, которую под силу решить далеко не каждому бухгалтеру.
Решение указанной задачи часто далеко выходит за уровень компетенции большинства бухгалтеров. И изначально этими вопросами должны заниматься компетентные в этой области специалисты. Или же указанные вопросы ложатся на плечи руководителей компаний.
б) Второй способ ведения бухгалтерского сопровождения – это найм штатного бухгалтера или организация бухгалтерского отдела внутри компании.
Собственно все вышеуказанные недостатки также относятся и к этому способу ведения бухучета. Найти действительно хорошего бухгалтера также сложно, как и найти достойную обслуживающую бухгалтерскую компанию.
В результате очень нередко клиенты такой компании получают ведущийся бухгалтерский и налоговый учет не всегда в соответствии с требованиями действующего законодательства, а порой и просто с грубыми нарушения в указанной области.
Отсутствие в коллективе бухгалтеров указанных компаний опытных аудиторов и бухгалтеров с солидной практикой работы на уровне главного бухгалтера приводит в итоге к одному печальному факту – Клиенты компании живут, не зная забот и тревог, но лишь до момента первой налоговой проверки или, же до обращения к сторонней специализированной бухгалтерской - аудиторской компании для проведения проверки правильности ведения бухгалтерского и налогового учета.
Хорошо, если Клиент узнает о существующих проблемах до налоговой проверки – по результатам заключения о результатах проверки правильности ведения бухгалтерского и налогового учета от сторонней компании.
В этом случае – существует хотя бы время, которое иногда можно использовать для попытки исправить плачевную ситуацию или хотя бы минимизировать уровень нарушений. К сожалению и даже это не всегда возможно. В ряде случаев лучшее и единственное решение - смириться неизбежным.
А вот если Клиент узнал о нарушениях уже по факту проведения налоговой проверки, вот тут пространства для маневров практически нет. Как итог – компания получает практически всегда крайне существенные суммы доначисления налогов, штрафы и пени. Это в части административной ответственности.
А с учетом того, что за уклонение от уплаты налогов существует уголовная ответственность – становится более чем очевидно, что вопросам организации бухгалтерского сопровождения необходимо уделять самое пристальное внимание.
Да, конечно же – у налогоплательщика всегда существует возможность в судебном порядке оспорить указанное решение налогового органа о доначислении налогов, штрафов и пени – как незаконное и нарушающее законные права налогоплательщика – инициировав в Арбитражном суде налоговый спор.
Но, опираясь на имеющуюся у специалистов Центра судебную практику, можем уверенно заявить – в настоящее время оспаривать решения налогового органа стало практически невозможно. В досудебном порядке, если налогоплательщику есть чем аргументировать свою правоту перед налоговым органом, настаивая на нарушении его законных прав – дело имеет шансы быть пересмотрено в пользу Клиента. В вот если дело все же ушло в Арбитражный суд – в настоящее время шансов у налогоплательщика выиграть налоговый спор практически нет.
А грубое нарушение действующего законодательства в части ведения бухгалтерского и налогового учета и уплаты налогов не оставляет в принципе никаких шансов выигрывать инициированный налогоплательщиком налоговый спор. Ранее ситуация была иной, но все идет и изменяется.